Общественный мониторинг
старых грузовых вагонов
на железных дорогах
+1

Сфотографируй вагон / загрузи фото
на сайт / сделай железные дороги безопаснее

Автор наибольшего числа фото получает подарки каждый месяц

Новости

17/03 НП Объединение вагоностроителей

Позиция по вопросу продления срока службы литых деталей грузовых вагонов

Крупное вагонное литье (рамы, балки), используемое как комплектующие и составные части железнодорожных тележек, согласно конструкторской документации заводов производителей имеют ограниченный срок службы, определенный на сегодняшний день в 32 года.

СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» в последнее время активно продвигает идею продления срока службы данных изделий. В связи с этим, ими разработан проект «Инструкции по продлению срока службы литых деталей тележек грузовых вагонов», который направлен на утверждение в Минтранс РФ.

Данный проект Инструкции не учитывает требования Росжелдора, указанные в пункте 1 решения протокола №АЦ-2 от 25.12.2014 г. в части соответствия статье 13 Федерального закона «О техническом регулировании» №184-ФЗ, так как не является проектом документа в области стандартизации, не относится ни к национальному, ни к международному стандарту, ни к своду правил или иному документу, предусмотренному указанной статьей. Проект Инструкции разрабатывался без проведения соответствующих научных исследований и не имеет экспертизы, дающей оценку как, ведет себя металл, подвергавшийся на протяжении стольких лет статическим, динамическим и ударным нагрузкам, какие процессы в нем происходят и на что могут повлиять. Документ разрабатывался без участия основных отечественных производителей крупного вагонного литья и грузового подвижного состава, обладающих наиболее полной информацией о технических характеристиках и параметрах нагружения изделий, безопасной эксплуатации своей продукции.

Необходимо отметить, что члены Некоммерческого партнерства «Объединение вагоностроителей» основываясь, в том числе и на заключении ведущего российского профильного научно-исследовательского института «ЦНИИчермет им. И.П. Бардина» не поддерживают инициативу Минтранса России по разработке нормативных документов, определяющих процедуру продления сроков его службы по следующим причинам:

- отсутствие, на сегодняшний день, подтвержденной методики определения остаточного ресурса изделия неразрушающими методами контроля. Все существующие методики базируются только на разрушении изделия, что позволяет использовать полученные результаты только в целях подтверждения или опровержения расчетных математических моделей, используемых при проектировании;

- вступившим в силу 2 августа 2014 года Техническим Регламентом Таможенного Союза (ТР ТС 001/2011) «О безопасности железнодорожного подвижного состава» требует безусловного вывода продукции из эксплуатации независимо от её технического состояния, при достижении назначенного производителем срока службы.

- технический регламент допускает продлении срока службы только для железнодорожного подвижного состава при проведении комплекса работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего железнодорожного подвижного состава путем внесения в базовую конструкцию изменений с целью продления срока службы с последующим подтверждением соответствия существующим требованиям безопасности(сертификация). Данная норма не может быть распространена на узлы и детали в том числе литые, грузового вагона так их модернизация не возможна.

- производственные мощности российских производителей крупного вагонного литья загружены на 25-30 процентов, что фактически означает их остановку и введение процедуры продления литых деталей приведет к закрытию производств с невозможностью их восстановления так как металлургические процессы в основном непрерывные.

Исходя из вышесказанного и учитывая тот факт, что данные изделия наиболее ответственны за безопасную эксплуатацию подвижного состава, а случаи их изломов приводят к крушениям с человеческими жертвами и многомиллионными убытками считаем необходимым прекратить работы по продлению срока службы литых деталей тележек грузовых вагонов, как не соответствующие государственным интересам.